Соцветия

 Соцветия

Цель урока: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их биологическом значении в природе, ознакомить с разными видами  соцветий.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с разнообразием соцветий;

- изучить виды соцветий;

- раскрыть биологическое значение соцветий;

- научить определять соцветия.

Развивающие:

- развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изученного материала, работать с природным материалом;

- формировать умение работать с учебником, схемами;

- работать группой.

Воспитательные:

- формирование научной картины мира и мировоззрения ребенка;

- способствовать развитию эстетического восприятия;

- воспитывать аккуратность работы в рабочих тетрадях и с гербариями при выполнении лабораторной работы;

-способствовать развитию экологического воспитания;

- формировать интерес к предмету.

 

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядные,  исследовательский.

 

Тип урока: изучение нового материала c выполнением практической работы.

 

Оборудование: компьютерная презентация (можно использовать Авторы: Дашков М.Л., Головач А.М. Источник: dashkov.by), гербарные образцы. На рефлексию - пластилин разного цвета, зубочистки, картон.

 

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-что соцветие-это группа цветков;

-виды соцветий;

-функциональные особенности соцветий;

Учащиеся должны уметь:

-анализировать схемы, рисунки, тексты;

-сопоставлять рисунки и схемы;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Анализ лабораторной работы «Строение цветка в связи с выполняемыми функциями»

  1. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

 

-Видоизмененный, укороченный побег, приспособленный  для размножения, называется… Цветок.

- Цветки, в которых есть только тычинки или только пестики, называются…- Раздельнополые.

- Цветки, в которых есть и тычинки и пестики, называются…- Обоеполые.

- Цветки, в которых есть только тычинки, называются…- Тычиночные или мужские.

- Цветки, в которых есть только пестики, называются…- Пестичные или женские.

- Растения, у которых на одном экземпляре развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называются…- Однодомные.

- Растения, у которых на одном экземпляре развиваются тычиночные цветки, а на другом – пестичные цветки, называются…- Двудомные.

Учитель рассказывает сказку.

В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом  царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…

Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметнее  станут? Так и сделали!

 Так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились группы цветков - соцветия. Нектар то у них иногда даже повкусней, чем у крупных цветков будет! И к ним тоже стали захаживать  гости заморские.

 

- О каком царстве-государстве рассказывает сказка? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Кто такие гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- Так какая же тема сегодняшнего урока? «Соцветия» 

 - Постановка целей  и задач  урока: 

4. Изучение нового материала.

- Вспомните сказку и попробуйте сформулировать определение «Соцветие»

Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Запись в рабочей тетради (Слайд)

Учитель:

Биологическая эволюция шла в направлении увеличения  числа цветков, уменьшение  размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей.

 Соцветия различаются большим разнообразием.  Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров  в размере (пальма).

Учитель:

Каково биологическое значение соцветий?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Приспособление к опылению; 
– Крупными соцветиями  и запахом привлекают насекомых; 
– Приспособления растений к различным условиям жизни;
– Создают красоту в природе.

Учитель: 

Биологическая роль соцветий.

Часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок. (слайд)

Из чего же состоит соцветие? (демонстрируется слайд) 

В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках, или сидячие.

Соцветия бывают простые и сложные. 

Если в образовании соцветия – только главная ось, то соцветие образуется простое, если главная ось и отходящие от неё боковые оси, то соцветие образуется сложное.

Виды соцветий (в рабочей тетради записать)

1.Простые - цветки располагаются непосредственно на главной оси.

2.Сложные - цветки располагаются на разветвлениях главной оси.

 

Учитель демонстрирует слайды презентаций, а также учащиеся работают с текстом учебника § 35 и знакомятся с  таблицей 1 и 2. Попутно выполняем практическую работу. Рисуем схемы, записываем примеры растений.

ОПБП     Практическая работа №5  (Стр. 49)

Типы простых и сложных соцветий

Цель работы: изучить строение различных типов соцветий и установить их значение в жизни растений.

Оборудование:  учебник, презентация, гербарий.

Ход работы

Задание 2. Заполнение таблицы по различным видам соцветий.

Простые соцветия:

Кисть - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на равных цветоножках (черемуха, люцерна).

Колос - на оси соцветия поочередно располагаются сидячие цветки (подорожник).

Щиток - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на цветоножках разной длины. У нижних цветков цветоножки более длинные, у верхних совсем короткие, в результате чего цветки находятся на одном уровне - в одной плоскости (спирея, яблоня).

Зонтик - цветки располагаются на вершине оси соцветия на цветоножках равной длины (вишня, сусак, лук).

Головка - цветки располагаются на утолщенной вершине цветоноса без цветоножек или на очень коротких цветоножках (клевер, кровохлебка).

Корзинка - цветки располагаются без цветоножек на блюдцевидно расположенной вершине оси соцветия и окружены обычно измененными листьями, составляющими обертку (подсолнечник).

Початок - цветы без цветоножек располагаются на утолщенной оси.

Вывод:  простые соцветия имею только главную ось с расположенными на нем цветками

Задание 3. Сложные соцветия:

Метелка - на главной оси соцветия поочередно располагаются простые кисти (сирень), корзинки (полынь).

Сложный зонтик - на вершине главной оси соцветия на равных осях второго порядка располагаются простые зонтики (морковь, укроп, борщевик).

Сложный щиток - на главной оси соцветия располагаются простые щитки (рябина) или корзинки (пижма, бузина, калина).

Сложный колос - на главной оси соцветия с двух сторон располагаются простые колоски (пшеница, рожь, пырей, ячмень).

Вывод: сложные соцветия состоят из простых соцветий, расположенных на главной оси.

  1. Физкультминутка (игровое моделирование цветка и соцветия)

 

Построение цветка начинается с пестика - его изображают три человека:

первый - «столбик» - стоит прямо, опустив руки вниз;

второй - «рыльце» - стоит позади первого, держа раскрытые ладони у него над головой (пояснение учителя: рыльце цветка служит для улавливания пыльцы);

третий - «завязь» - садится на корточки впереди первого (пояснение учителя: в завязи развивается плод).

Вокруг «пестика» стоят «тычинки» (три-пять человек), подняв руки вверх и сжав пальцы в кулак (пояснение учителя: руки - это тычиночные нити, кулак - пыльцевой мешок с пыльцой). 

Остальные дети - «лепестки»: они окружают «пестик» и «тычинки», взявшись за руки.

Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке - образуют соцветие. Дети подходят к друг другу, тем самым имитируют соцветие.

6. Закрепление нового материала. 

  • А.Вопросы для закрепления:

– Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного?
– Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия? 
– В чем биологическое значение соцветий?

  • Б.Игра «Третий – лишний». Я называю растения, какое из них лишнее и почему?
    1. Сирень, виноград, астра.
    2. Пшеница, рожь, черемуха.
    3. Вишня, морковь, петрушка.
    4. Морковь, подсолнечник, астра.

  • В.Игра «Первая буква». 

Нужно перечислить соцветия, названия которых начинаются на ту же букву, что и названия животных.

 кабан — колос;

 косуля — кисть; 

голубь — головка; 

муха — метелка; 

заяц — зонтик; 

крот — корзинка; 

попугай — початок; 

щука — щиток. 

Если класс работает быстро можно еще дополнительно:

Г. Игра «Ботаническая арифметика». 

Учащиеся должны отгадать названия соцветий: 1) кот + щи = ? (щиток); 2) сок + ло = ? (колос); 3) сь + кит = ? (кисть); 4) зина + крок = ? (корзинка); 5) ча + поток = ? (початок); 6) елка + тем = ? (метелка). 

Д Игра «Назови соцветие». 

Учитель называет растения, а учащиеся — соцветия: 1) черемуха — ... (простая кисть); 

2) виноград — ... (сложная кисть); 

3) примула — ... (простой зонтик);

 4) морковь — ... (сложный зонтик); 

5) подорожник — ... (простой колос); 

6) ячмень — ... (сложный колос).

7.Подведение итогов

8.Домашнее задание: параграф 35

 9.Рефлексия

Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат пластилин и зубочистка. Сделайте из них цветы.  Если вам не понравился урок, вам было не комфортно, одиноко, то сделайте и посадите на клумбе свой один  цветок, а если очень понравился –вы работали вместе, вам было удобно работать в классе, то сделайте и посадите  любое соцветие.  

Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки цветков  тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий