Соцветия
Цель урока: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их биологическом значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с разнообразием соцветий;
- изучить виды соцветий;
- раскрыть биологическое значение соцветий;
- научить определять соцветия.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изученного материала, работать с природным материалом;
- формировать умение работать с учебником, схемами;
- работать группой.
Воспитательные:
- формирование научной картины мира и мировоззрения ребенка;
- способствовать развитию эстетического восприятия;
- воспитывать аккуратность работы в рабочих тетрадях и с гербариями при выполнении лабораторной работы;
-способствовать развитию экологического воспитания;
- формировать интерес к предмету.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядные, исследовательский.
Тип урока: изучение нового материала c выполнением практической работы.
Оборудование: компьютерная презентация (можно использовать Авторы: Дашков М.Л., Головач А.М. Источник: dashkov.by), гербарные образцы. На рефлексию - пластилин разного цвета, зубочистки, картон.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-что соцветие-это группа цветков;
-виды соцветий;
-функциональные особенности соцветий;
Учащиеся должны уметь:
-анализировать схемы, рисунки, тексты;
-сопоставлять рисунки и схемы;
ХОД УРОКА
Организационный момент
Анализ лабораторной работы «Строение цветка в связи с выполняемыми функциями»
Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
-Видоизмененный, укороченный побег, приспособленный для размножения, называется… Цветок.
- Цветки, в которых есть только тычинки или только пестики, называются…- Раздельнополые.
- Цветки, в которых есть и тычинки и пестики, называются…- Обоеполые.
- Цветки, в которых есть только тычинки, называются…- Тычиночные или мужские.
- Цветки, в которых есть только пестики, называются…- Пестичные или женские.
- Растения, у которых на одном экземпляре развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называются…- Однодомные.
- Растения, у которых на одном экземпляре развиваются тычиночные цветки, а на другом – пестичные цветки, называются…- Двудомные.
Учитель рассказывает сказку.
В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…
Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметнее станут? Так и сделали!
Так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились группы цветков - соцветия. Нектар то у них иногда даже повкусней, чем у крупных цветков будет! И к ним тоже стали захаживать гости заморские.
- О каком царстве-государстве рассказывает сказка? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Кто такие гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
- Так какая же тема сегодняшнего урока? «Соцветия»
- Постановка целей и задач урока:
4. Изучение нового материала.
- Вспомните сказку и попробуйте сформулировать определение «Соцветие»
Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Запись в рабочей тетради (Слайд)
Учитель:
Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей.
Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).
Учитель:
Каково биологическое значение соцветий?
(Предполагаемые ответы учащихся)
– Приспособление к опылению;
– Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых;
– Приспособления растений к различным условиям жизни;
– Создают красоту в природе.
Учитель:
Биологическая роль соцветий.
Часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок. (слайд)
Из чего же состоит соцветие? (демонстрируется слайд)
В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках, или сидячие.
Соцветия бывают простые и сложные.
Если в образовании соцветия – только главная ось, то соцветие образуется простое, если главная ось и отходящие от неё боковые оси, то соцветие образуется сложное.
Виды соцветий (в рабочей тетради записать)
1.Простые - цветки располагаются непосредственно на главной оси.
2.Сложные - цветки располагаются на разветвлениях главной оси.
Учитель демонстрирует слайды презентаций, а также учащиеся работают с текстом учебника § 35 и знакомятся с таблицей 1 и 2. Попутно выполняем практическую работу. Рисуем схемы, записываем примеры растений.
ОПБП Практическая работа №5 (Стр. 49)
Типы простых и сложных соцветий
Цель работы: изучить строение различных типов соцветий и установить их значение в жизни растений.
Оборудование: учебник, презентация, гербарий.
Ход работы
Задание 2. Заполнение таблицы по различным видам соцветий.
Простые соцветия:
Кисть - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на равных цветоножках (черемуха, люцерна).
Колос - на оси соцветия поочередно располагаются сидячие цветки (подорожник).
Щиток - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на цветоножках разной длины. У нижних цветков цветоножки более длинные, у верхних совсем короткие, в результате чего цветки находятся на одном уровне - в одной плоскости (спирея, яблоня).
Зонтик - цветки располагаются на вершине оси соцветия на цветоножках равной длины (вишня, сусак, лук).
Головка - цветки располагаются на утолщенной вершине цветоноса без цветоножек или на очень коротких цветоножках (клевер, кровохлебка).
Корзинка - цветки располагаются без цветоножек на блюдцевидно расположенной вершине оси соцветия и окружены обычно измененными листьями, составляющими обертку (подсолнечник).
Початок - цветы без цветоножек располагаются на утолщенной оси.
Вывод: простые соцветия имею только главную ось с расположенными на нем цветками
Задание 3. Сложные соцветия:
Метелка - на главной оси соцветия поочередно располагаются простые кисти (сирень), корзинки (полынь).
Сложный зонтик - на вершине главной оси соцветия на равных осях второго порядка располагаются простые зонтики (морковь, укроп, борщевик).
Сложный щиток - на главной оси соцветия располагаются простые щитки (рябина) или корзинки (пижма, бузина, калина).
Сложный колос - на главной оси соцветия с двух сторон располагаются простые колоски (пшеница, рожь, пырей, ячмень).
Вывод: сложные соцветия состоят из простых соцветий, расположенных на главной оси.
Физкультминутка (игровое моделирование цветка и соцветия)
Построение цветка начинается с пестика - его изображают три человека:
первый - «столбик» - стоит прямо, опустив руки вниз;
второй - «рыльце» - стоит позади первого, держа раскрытые ладони у него над головой (пояснение учителя: рыльце цветка служит для улавливания пыльцы);
третий - «завязь» - садится на корточки впереди первого (пояснение учителя: в завязи развивается плод).
Вокруг «пестика» стоят «тычинки» (три-пять человек), подняв руки вверх и сжав пальцы в кулак (пояснение учителя: руки - это тычиночные нити, кулак - пыльцевой мешок с пыльцой).
Остальные дети - «лепестки»: они окружают «пестик» и «тычинки», взявшись за руки.
Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке - образуют соцветие. Дети подходят к друг другу, тем самым имитируют соцветие.
6. Закрепление нового материала.
А.Вопросы для закрепления:
– Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного?
– Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия?
– В чем биологическое значение соцветий?
Б.Игра «Третий – лишний». Я называю растения, какое из них лишнее и почему?
1. Сирень, виноград, астра.
2. Пшеница, рожь, черемуха.
3. Вишня, морковь, петрушка.
4. Морковь, подсолнечник, астра.В.Игра «Первая буква».
Нужно перечислить соцветия, названия которых начинаются на ту же букву, что и названия животных.
кабан — колос;
косуля — кисть;
голубь — головка;
муха — метелка;
заяц — зонтик;
крот — корзинка;
попугай — початок;
щука — щиток.
Если класс работает быстро можно еще дополнительно:
Г. Игра «Ботаническая арифметика».
Учащиеся должны отгадать названия соцветий: 1) кот + щи = ? (щиток); 2) сок + ло = ? (колос); 3) сь + кит = ? (кисть); 4) зина + крок = ? (корзинка); 5) ча + поток = ? (початок); 6) елка + тем = ? (метелка).
Д Игра «Назови соцветие».
Учитель называет растения, а учащиеся — соцветия: 1) черемуха — ... (простая кисть);
2) виноград — ... (сложная кисть);
3) примула — ... (простой зонтик);
4) морковь — ... (сложный зонтик);
5) подорожник — ... (простой колос);
6) ячмень — ... (сложный колос).
7.Подведение итогов
8.Домашнее задание: параграф 35
9.Рефлексия
Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат пластилин и зубочистка. Сделайте из них цветы. Если вам не понравился урок, вам было не комфортно, одиноко, то сделайте и посадите на клумбе свой один цветок, а если очень понравился –вы работали вместе, вам было удобно работать в классе, то сделайте и посадите любое соцветие.
Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки цветков тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий