Характеристика хим эл.

  Пилипцевич Н.Г., учитель химии,

высшая квалификационная категория

Тема урока: «Характеристика химического элемента

на основании его положения в периодической системе

 химических элементов Д.И. Менделеева».

8 класс

Цель урока: научить составлять план характеристики химического элемента, исходя из его положения в периодической системе и строения атома.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся с планом характеристики химического элемента;

- повторить закономерности изменения свойств атомов, простых веществ и соединений в главных п/группах и периодах ПСХЭ Д.И. Менделеева;

- научить давать полную характеристику, опираясь на план, некоторых металлов (на примере магния) и неметаллов (на примере серы);

- раскрыть понятие «Генетический ряд металлов и неметаллов».

2. Развивающие:

- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника;

- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции;

3. Воспитательные:

- продолжить формирование интереса учащихся к научным знаниям;

- формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Верны ли следующие утверждения:

1. Период - это горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.

2. В периодической системе больше металлов, чем неметаллов.

3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева состоит из 10 групп.

4. По периодической системе химических элементов можно определить атомную массу химического элемента.

 

2. Повторение структуры ПСХЭ.

Закономерности изменения  свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам.

В группах все элементы имеют сходное электронное строение. Различий в наполнении внешнего энергетического уровня электронами нет.

Меняется размер атома - сверху вниз в группе радиусы атомов увеличиваются!

Вопрос. Что это означает?

Это означает, что:

1) внешние электроны все слабее притягиваются к ядру атома;

2) возрастает способность атома отдавать электроны.

3)  способность отдавать электроны = металлические свойства.

Правило.

В группах сверху вниз возрастают металлические свойства элементов

усиливаются основные свойства их соединений

Изменения химических свойств элементов и их соединений в периодах:

1) Слева направо в периодах радиусы атомов уменьшаются;

2) количество электронов на внешнем слое при этом увеличивается;

3) электроотрицательность элементов   увеличивается.

Правило.

В периодах слева направо возрастают неметаллические свойства элементов, электроотрицательность; усиливаются кислотные свойства их соединений.

Итак, подведем итог:

С увеличением заряда ядра атомов наблюдается постепенное изменение свойств от металлических к типично неметаллическим, что связано с увеличением числа электронов на внешнем энергетическом уровне.

 

Есть еще элементы, которые образуют так называемые амфотерные соединения. Они проявляют как металлические, так и неметаллические свойства. К ним относятся: Zn, Cr, Al, Be.

3. Изучение нового материала.

Учитель предлагает рассмотреть план характеристики химического элемента. Учащиеся при рассмотрении плана замечают, что он включает в себя пункты, по которым уже имеется необходимая база знаний. Принимается решение совместно охарактеризовать по плану химический элемент литий.

 

Начать общую характеристику элемента нужно именно с определения его «координат», т. е. положения в периодической системе, т. е. учащиеся указывают порядковый номер элемента, период (называется его тип: малый или большой) и группу (указывается тип подгруппы: главная или побочная). При выполнении этого пункта плана характеристики будет верным, если учитель введет и новые обозначения типа подгруппы: А — для главной и В  — для побочной, что вызвано использованием такой символики в тестах и формулировках.

1. Литий—это элемент 2 периода главной подгруппы I группы Периодической системы Д.И. Менделеева, элемент IA группы или (учащиеся вспоминают название семейства) подгруппы щелочных металлов.

2. Строение атома лития.

Литий  проявляет сильные металлические  свойства. Эти свойства атомов лития будут слабее выражены, чем у атомов натрия, что связано с увеличением радиусов атомов

Учителю можно обратить внимание на проблему: почему же в электрохимическом ряду напряжений литий стоит впереди натрия. Все дело в том, что ряд напряжений характеризует не свойства атомов, а свойства металлов — простых веществ, т. е. второй формы существования химических элементов, для которой существенную роль играет не радиус, а параметры другого рода: энергия связи кристаллической решетки,  и т. д.

3. Литий — простое вещество, представляет собой металл.

По ходу этой характеристики повторяются также и общие физические свойства металлов, вытекающие из их кристаллического строения: электро- и теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск и т. д.

4. Литий образует оксид с формулой Li2О.

Учитель повторяет с учащимся состав и классификацию оксидов, в результате чего ученики сами формулируют, что Li20 — это солеобразующий, основный оксид. И, как и все основные оксиды, взаимодействует с кислотами, образуя соль и воду, и с кислотными оксидами, а также с водой, образуя щелочь. Ученики называют тип соответствующих реакций, записывают уравнения их.

5. Гидроксид лития имеет формулу LiOH. Это основание, щелочь.

Химические свойства: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями.

6. Для характеристики водородного соединения  лучше использовать проблемную ситуацию: почему в горизонтальной графе «Летучие водородные соединения» в подгруппе щелочных металлов отсутствует общая формула?

4.Физкультминутка.

5. Закрепление материала.

Каждый учащийся получает задание охарактеризовать по плану  доставшийся химический элемент, После выполнения задания учитель раздает ключи ответов, с помощью которых учащиеся осуществляют взаимоконтроль и выставляют баллы за верную характеристику. За каждый правильно охарактеризованный пункт плана дается 1 балл. Далее учитель объясняет, как перевести баллы в проценты. Таким образом, становится наглядным уровень усвоения материала.

6. Домашнее задание .

7. Рефлексия составляются предложения со словосочетанием "сегодня на уроке…

Комментариев нет:

Отправить комментарий